Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Тут могут водиться спойлеры

В апрельском номере журнала "Если" опубликован рассказ американского писателя Адама-Троя Кастро "Чикец" (в оригинале "Among the Tchi"). Перевод названия представляется удачным, поскольку неологизм, отражая суть рассказа, ассоциируется (в меру моей испорченности) с известным русским... эээ... "пипец".
И сам рассказ симпатичный. Он выстроен по схеме анекдота: когда вся "забойность" заключена в последней фразе.

Далеко ли, близко от Земли существует некая планета, населенная расой чи. Чи более-менее человекоподобны (кажется), разумны и безуслово цивилизованны. Однако их эстетика весьма отлична от людской. Во всяком случае, в том, что касается литературных канонов. Цитата: "Проза чи всегда пренебрегала сюжетом, персонажами и даже темой." Произведение состоит из бесконечных описаний, множества деталей, связанных вплотную или косвенно с любым упомянутым в тексте предметом, и ничего кроме.
Естественно, при таком подходе вкусы людей и чи не могут совпасть. Казалось бы, ничего страшного. Отойди в сторону и наслаждайся своим. Однако у чи не только эстетика, но и этика иная. Все, что рождено или создано не по их образцам, подлежит презрению и моральному уничтожению.
С этой целью университет чи приглашает с Земли группу писателей для проведения публичных диспутов. Предметом диспутов является человеческая литература. Каждый диспут превращается в безобразное судилище. Как сказано, чи не интересуют ни идея, ни стиль произведения. Они забрасывают выступающего вопросами о числе веснушек на щеках героини или о том, какова была влажность воздуха в тот день, когда Жана Вальжана выпустили из тюрьмы. На возражение "Это несущественно!" они отвечают: существенно. Точка. Человечество создает слабую, плохую литературу, она не в состоянии ответить на насущные вопросы.
Бедные писатели доведены до полубезумия и находятся на грани профнепригодности. Отказаться выступать и уехать нельзя: контракт.
И тут одному из них приходит в голову идея, как спасти своих товарищей и защитить честь Земли. Он заявляет, что напишет вещь, сочетающую в себе все лучшие и наиболее яркие свойства как людской литературы, так и литературы чи.
Наступает решающий день. При полном собрании как местных авторитетов и знаменитостей, так и приглашенных писателей, герой зачитывает свое произведение. Оно состоит из одной фразы. Подлежащее, сказуемое, пара определений, обстоятельство места действия. Всё.
Аудитория в негодовании. Автор выдерживает шквал вопросов. Молча. Потом поворачивается к авторитетам в "президиуме" и задает СВОЙ, роковой вопрос:
"Так вы хотите сказать, что вы этого НЕ ЗНАЕТЕ?"

И вот на этой ключевой фразе у меня сбой. С одной стороны, удачный полемический прием. С другой...
Можно пристыдить, поймать на незнании явлений реального мира. Но МИРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ?.. О нем действительно - за пределами того, что написано - может знать только автор.
Другое дело, если поставить вопрос так: "Вы что, этого НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?". О, обвинение в недостатке воображения - это серьезно. Этим и впрямь можно ошеломить. Но вопрос поставлен не так.
Выходя за рамки рассказа: что-то будет, если чи догадаются задать автору мой вопрос?
Одна надежда - с их своеобразной логикой, авось, не догадаются. Так им, вредным, и надо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments