Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Category:

Тут могут водиться спойлеры

В апрельском номере журнала "Если" опубликован рассказ американского писателя Адама-Троя Кастро "Чикец" (в оригинале "Among the Tchi"). Перевод названия представляется удачным, поскольку неологизм, отражая суть рассказа, ассоциируется (в меру моей испорченности) с известным русским... эээ... "пипец".
И сам рассказ симпатичный. Он выстроен по схеме анекдота: когда вся "забойность" заключена в последней фразе.

Далеко ли, близко от Земли существует некая планета, населенная расой чи. Чи более-менее человекоподобны (кажется), разумны и безуслово цивилизованны. Однако их эстетика весьма отлична от людской. Во всяком случае, в том, что касается литературных канонов. Цитата: "Проза чи всегда пренебрегала сюжетом, персонажами и даже темой." Произведение состоит из бесконечных описаний, множества деталей, связанных вплотную или косвенно с любым упомянутым в тексте предметом, и ничего кроме.
Естественно, при таком подходе вкусы людей и чи не могут совпасть. Казалось бы, ничего страшного. Отойди в сторону и наслаждайся своим. Однако у чи не только эстетика, но и этика иная. Все, что рождено или создано не по их образцам, подлежит презрению и моральному уничтожению.
С этой целью университет чи приглашает с Земли группу писателей для проведения публичных диспутов. Предметом диспутов является человеческая литература. Каждый диспут превращается в безобразное судилище. Как сказано, чи не интересуют ни идея, ни стиль произведения. Они забрасывают выступающего вопросами о числе веснушек на щеках героини или о том, какова была влажность воздуха в тот день, когда Жана Вальжана выпустили из тюрьмы. На возражение "Это несущественно!" они отвечают: существенно. Точка. Человечество создает слабую, плохую литературу, она не в состоянии ответить на насущные вопросы.
Бедные писатели доведены до полубезумия и находятся на грани профнепригодности. Отказаться выступать и уехать нельзя: контракт.
И тут одному из них приходит в голову идея, как спасти своих товарищей и защитить честь Земли. Он заявляет, что напишет вещь, сочетающую в себе все лучшие и наиболее яркие свойства как людской литературы, так и литературы чи.
Наступает решающий день. При полном собрании как местных авторитетов и знаменитостей, так и приглашенных писателей, герой зачитывает свое произведение. Оно состоит из одной фразы. Подлежащее, сказуемое, пара определений, обстоятельство места действия. Всё.
Аудитория в негодовании. Автор выдерживает шквал вопросов. Молча. Потом поворачивается к авторитетам в "президиуме" и задает СВОЙ, роковой вопрос:
"Так вы хотите сказать, что вы этого НЕ ЗНАЕТЕ?"

И вот на этой ключевой фразе у меня сбой. С одной стороны, удачный полемический прием. С другой...
Можно пристыдить, поймать на незнании явлений реального мира. Но МИРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ?.. О нем действительно - за пределами того, что написано - может знать только автор.
Другое дело, если поставить вопрос так: "Вы что, этого НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?". О, обвинение в недостатке воображения - это серьезно. Этим и впрямь можно ошеломить. Но вопрос поставлен не так.
Выходя за рамки рассказа: что-то будет, если чи догадаются задать автору мой вопрос?
Одна надежда - с их своеобразной логикой, авось, не догадаются. Так им, вредным, и надо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments