Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Categories:

Вся жизнь в одном велосипеде

Редкий случай, когда я повелась на вложенную в руки рекламку. Но я сразу подумала, что не пожалею. И не пожалела.

"Вся жизнь в одном велосипеде" - выставка итальянских ретро-велосипедов (первая половина ХХ века) из коллекции Маурицио Убинатти, пекаря из города Римини. Но главный интерес здесь - не модели велосипедов, не их ходовые и дизайнерские качества. Модели, подозреваю, самые банальные. Главное - то, как они использовались.

Велосипед как средство передвижения издавна и до сих пор популярен в Европе. А уж до эры всеобщей автомобилизации так и вовсе был незаменим. Тем более в Италии, где климат позволяет пользоваться велосипедом практически круглый год. А если учесть, что в те годы (все та же первая половина прошлого века) большинство итальянцев не захлебывалось в материальном благополучии и о личных автомобилях нечего было говорить, то... велосипед был "наше всё". То есть ихнее.

В частности, велосипед стал транспортной основой "малого бизнеса". Настоящей передвижной мастерской представителей самых разных ремесел, которые разъезжали, предлагая свои услуги (весьма востребованные), по городам и деревням, иногда месяцами не возвращаясь домой.
Впрочем, речь не только о ремеслах. Такими специально оборудованными велосипедами пользовались врачи, священники, и даже пожарные.
Причем, как я поняла, каждый своего "железного коня" переоборудовал под нужды профессии самостоятельно, в меру собственной смекалки и умения. О промышленном выпуске речь не шла.

Вот, например, велосипед газетчика (1940-50 гг.).
DSC00879-1
Основное оборудование для торговли установлено в передней части трехколесного велосипеда, сам он трансформирован из механического в мотовелосипед с маленьким двигателем. Такой "газетный киоск" разъезжал по улицам городов. В месте крышка киоска открывалась, и можно было начинать снабжать окружающее население газетами, журналами и книгами. Такие велосипеды можно было встретить на дорогах Италии вплоть до 60-х годов.


Велосипед врача (1950-е гг.).
DSC00869-1
Это был очень важный и почитаемый "скоропомощной" велосипед, "работавший" круглосуточно. Разве что больных на нем нельзя было перевозить. В докторском саквояже должно было умещаться всё и от всех болезней. К велосипеду прикрепляли портфели с с хирургическими инструментами для экстренных операций, родов. Был даже специальный контейнер, поддерживающий низкую температуру: в нем перевозили пенициллин - единственный тогда антибиотик против инфекционных заболеваний.

Велосипед священника (1940-е гг.).
DSC00859-1

DSC00928-1
Обязанности священника не ограничиваются стенами храма. Для их выполнения падре прибывал в дом, куда его приглашали верующие. Причины приезда священника были и праздничными, и печальными: благословление нового дома или коровника, соборование, отпевание. Для удобства передвижения в длинной сутане священники выбирали женские модели велосипедов. На них крепились ящики для святых даров, частиц святых мощей, принадлежностей для таинств.

Велосипед пожарного (1940-е гг.).
DSC00864-1
Оснащен сиреной и шлангом. Мог подключаться к тушению пожара из любого удобного места, где есть вода.

Велосипед старьевщика (1940-е гг.).
DSC00876-1

DSC00889-1
Велосипед, загруженный мешками, корзинами, ящиками, кочевал от калитки к калитке. С его помощью многие семьи могли обновить свой гардероб и жилище за сущие копейки и в обмен на старые вещи.

Велосипед переписчика (1910-е гг.).
DSC00872-1
Переписчик пользовался большим уважением у простого народа, не умевшего читать и писать. Он был необходим, чтобы составить договор купли-продажи или другой документ, прочитать письмо и написать под диктовку ответ. Некоторые просили переписчика составить любовное письмо предмету своей страсти. Велосипед оборудован столиком с чернильницей и пером, ящиком для перевозки писем, пресс-папье и печатью.

Велосипед продавца каштанов (1940-50 гг.).
DSC00882-1

DSC00884-1

DSC00888-1
Популярный велосипед продавца жареных каштанов можно было встретить на улицах и площадях по всей Италии. На велосипеде была укреплена жаровня и специальная сковорода-решето, где каштаны жарились и затем выкладывались на витрину. Клиенту вручался бумажный пакетик с горячими каштанами. Это занятие сохранилось и в ниши дни, только вместо велосипедов теперь автофургоны с жаровней.

Театр марионеток (1930-е гг.).
DSC00893-1

DSC00905-1
Кукольник разъезжал со своим театром по городам и весям, даря людям уникальную радость - представление марионеток. Действо разворачивалось на маленькой сцене под занавеской, куда "выходили" маленькие "артисты". Кукловод передвигал их и озвучивал спектакль разными голосами. Для музыкального сопровождения использовался патефон.

Велосипед мясника (1920-е гг.).
DSC00899-1
Был оснащен не только орудиями для забоя скота, но и всем необходимым для разделки туши и переработки мяса в колбасы и окорока - вплоть до специй.

Велосипед молочника (1950-е гг.).
DSC00902-1
Настоящая мини-ферма по производству сливочного масла, творога и мягкого сыра. Весь процесс - забор молока в коровнике, превращение его в нежные, свежие продукты и реализация - был связан с велосипедом. На велосипеде умещалась маслобойка, корзина с рассолом, сито, весы и формы.

Велосипед трубочиста (1920-е гг.).
DSC00906-1

DSC00907-1
Традиционная профессия странствующего мастера. Его велосипед умещал инструменты для чистки дымохода и зачастую был оборудован детским сидением: оно было нужно для мальчика-помощника. Чистка дымохода от копоти и гари обычно требовалась после зимы, когда печи и камины работали на полную мощь. По укрепленной на крыше веревке маленький трубочист спускался в камин.

Велосипед продавца рыбы и ракушек (1940-е гг.).
DSC00910-1

DSC00911-1
Такие велосипеды были весьма распространены на побережье Адриатики. Продавцами, как правило, были девушки и молодые женщины. На рассвете они выезжали из дому, направляясь за рыбой и моллюсками на побережье. Загрузив свои велосипеды, продавщицы разъезжали по улицам городов и деревень, стараясь поспеть с "живым товаром" к обеду. В те времена доход, приносимый женщиной, был редким явлением. Они работали, чтобы прокормить семью.

Велосипед мастера по ремонту плетеной мебели (1930-е гг.).
DSC00918-1

DSC00922-1
Такой ремесленник перевозил на своем велосипеде немалые тяжести и объемные материалы для работы. Увешанный скрученными стеблями, прутьями и веревками мастер по плетению из тростника подъезжал к каждому дому. В хозяйстве всегда нужна была прочная метла, и нередко требовался ремонт плетеной мебели, например, стульев. Велосипед превратился в фабрику мебели.

Велосипед портного (20-е гг.).
DSC00930-1

DSC00932-1
На таком велосипеде перевозилась швейная машинка, а также коробки с иглами, нитками, тканями, даже утюгами. Всё необходимое для работы в доме клиента. Портной ездил от дома к дому, предлагая новые готовые вещи и услуги по ремонту и пошиву одежды. Большой удачей был заказ на изготовление свадебного платья.

Велосипед клоуна. Самый "новый" в экспозиции - 70-е годы.
DSC00914-1
Уникальная модель, придуманная и созданная самим артистом. Вместо шин на обод надеты "веселые кеды". Эффект удивительный - кажется, что сотни бегущих подметок раскручивают колесо.


Понравилось? Идите и смотрите. Я не все экспонаты показала. А выставка работает аж по 15 августа. Адрес: Проспект Мира, д. 26/1. Попросту - в том же здании, где вход в Аптекарский огород, в подвальчике.
Tags: Москва, выставки, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments