Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh



В одном из зданий Царицынского музейного комплекса, в Малом дворце, продолжается выставка "Состязание с натурой. Из истории убранства стола XVIII–XIX веков".
Выставка посвящена одному из ярких и занимательных явлений в европейской культуре – художественным «обманкам», создающим иллюзию реальных объектов природы. В экспозиции представлены около 130 предметов столового убранства из фарфора и фаянса производства фабрик и мастерских Германии, Франции, России. Экспонаты временно позаимствованы из коллекций подмосковных усадеб-музеев Кусково, Архангельское, Царицыно.

Возможно, кому-то, как и мне, будет интересно узнать, как зарождалась эта разновидность декоративно-прикладного искусства. В таком случае прошу сюда.


Мода на trompe-l'œil («обман глаз» в переводе с французского) в керамике берет свое начало в изделиях французского мастера XVI века Бернара Палисси, который декорировал блюда и тарелки точными слепками с рыб, земноводных и рептилий. Эти изображения приобретали очень естественный вид благодаря покрывающим их цветным глазурям, изобретенным самим автором.
В эпоху барокко, в XVII-XVIII веках, искусство trompe-l'œil получило необычайное распространение в станковой живописи, а также в росписях церковных интерьеров и дворцовых залов. После того как европейскими мастерами XVIII столетия был открыт секрет производства фарфора, куртуазная культура эпохи обрела блестящие возможности для воплощения своих роскошных затей и художественных причуд.
Нарядный и гигиеничный материал произвел настоящую революцию в убранстве парадного стола. Постепенно он вытеснил драгоценные металлы, а также специальные виды теста, кондитерский марципан и карамельный сахар, из которых изготавливались разнообразные настольные украшения в виде архитектурных сооружений, садовой скульптуры и природных объектов.
Начиная с первой половины XVIII века, законодательницей «фарфоровой» моды становится Мейсенская мануфактура. Именно здесь, в Германии, было поднято на небывалую высоту искусство создания фарфоровых фруктов, овощей, птиц и животных, вступающих в состязание с натурой поразительным жизнеподобием своих форм и красок.
В середине XVIII столетия в форме и декоре сервизов, созданных на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, преобладала флоральная тема, характерная для стиля рококо. Широко использовались рисунки из богато иллюстрированных научных изданий. Иногда предметы полностью повторяли размер, форму и окраску природных объектов: миски и масленки в виде дынь и арбузов, кочанов капусты; лотки и блюда в виде листьев; предметы из чайно-кофейных сервизов, уподоблявшиеся цветкам розы или тюльпана. Сохраняя утилитарное назначение, они служили украшением стола, соседствуя с настоящими плодами и блюдами-обманками, предлагавшими гостям соблазнительные фрукты и морские диковины.
Примечательно, что растительный декор посуды, в особенности цветочные росписи на десертных тарелках, нередко становился предметом ученой беседы гостей во время парадных обедов.
В первой трети XIX века керамические натуралии, предназначенные для убранства стола, уже изготавливали на многих французских и немецких фабриках, а затем и в Англии, Голландии и России. Мода на подобные изделия сохранялась вплоть до эпохи модерн.


Теперь, когда мы немножко просветились, можно и полюбоваться на обещанную красоту.


Кувшин в виде сплетенных листьев с фигурой лебедя. Россия, 19 век, фарфор.


Тарелка с лепным декором. Германия, 19 век, фарфор.


Блюдо в стиле "сельских глин" Б.Палисси. Россия, 19 век, фаянс.















Миска в виде зеленой капусты с крышкой. Франция, 18 век, фаянс.


Миска в виде тыквы с крышкой. Германия, 18 век, фаянс.






Масленка в виде калача с крышкой. Россия, 19 век, фарфор.


Сахарница в виде винограда с крышкой. Россия, 19 век, фарфор.




Чашка с блюдцем. Германия, 19 век, фарфор.




Предметы из чайно-кофейного сервиза "Тюльпан". Германия, 18 век, фарфор.








Предметы с лепным декором "boule de neige" ("снежные шары" - цветы калины в переводе с французского) - одни из самых известных произведений И.И.Кендлера (знаменитый модельмейстер Мейсенской мануфактуры, 18 век). Они стали одной из вершин флоральных мотивов в творчестве мастера. Маленькие цветки калины вылеплены вручную, каждый по отдельности, и прикреплены к поверхности изделия, что создает эффект трепещущей в бликах света пышной массы живых цветов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments