Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Category:


В одном из зданий Царицынского музейного комплекса, в Малом дворце, продолжается выставка "Состязание с натурой. Из истории убранства стола XVIII–XIX веков".
Выставка посвящена одному из ярких и занимательных явлений в европейской культуре – художественным «обманкам», создающим иллюзию реальных объектов природы. В экспозиции представлены около 130 предметов столового убранства из фарфора и фаянса производства фабрик и мастерских Германии, Франции, России. Экспонаты временно позаимствованы из коллекций подмосковных усадеб-музеев Кусково, Архангельское, Царицыно.

Возможно, кому-то, как и мне, будет интересно узнать, как зарождалась эта разновидность декоративно-прикладного искусства. В таком случае прошу сюда.


Мода на trompe-l'œil («обман глаз» в переводе с французского) в керамике берет свое начало в изделиях французского мастера XVI века Бернара Палисси, который декорировал блюда и тарелки точными слепками с рыб, земноводных и рептилий. Эти изображения приобретали очень естественный вид благодаря покрывающим их цветным глазурям, изобретенным самим автором.
В эпоху барокко, в XVII-XVIII веках, искусство trompe-l'œil получило необычайное распространение в станковой живописи, а также в росписях церковных интерьеров и дворцовых залов. После того как европейскими мастерами XVIII столетия был открыт секрет производства фарфора, куртуазная культура эпохи обрела блестящие возможности для воплощения своих роскошных затей и художественных причуд.
Нарядный и гигиеничный материал произвел настоящую революцию в убранстве парадного стола. Постепенно он вытеснил драгоценные металлы, а также специальные виды теста, кондитерский марципан и карамельный сахар, из которых изготавливались разнообразные настольные украшения в виде архитектурных сооружений, садовой скульптуры и природных объектов.
Начиная с первой половины XVIII века, законодательницей «фарфоровой» моды становится Мейсенская мануфактура. Именно здесь, в Германии, было поднято на небывалую высоту искусство создания фарфоровых фруктов, овощей, птиц и животных, вступающих в состязание с натурой поразительным жизнеподобием своих форм и красок.
В середине XVIII столетия в форме и декоре сервизов, созданных на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, преобладала флоральная тема, характерная для стиля рококо. Широко использовались рисунки из богато иллюстрированных научных изданий. Иногда предметы полностью повторяли размер, форму и окраску природных объектов: миски и масленки в виде дынь и арбузов, кочанов капусты; лотки и блюда в виде листьев; предметы из чайно-кофейных сервизов, уподоблявшиеся цветкам розы или тюльпана. Сохраняя утилитарное назначение, они служили украшением стола, соседствуя с настоящими плодами и блюдами-обманками, предлагавшими гостям соблазнительные фрукты и морские диковины.
Примечательно, что растительный декор посуды, в особенности цветочные росписи на десертных тарелках, нередко становился предметом ученой беседы гостей во время парадных обедов.
В первой трети XIX века керамические натуралии, предназначенные для убранства стола, уже изготавливали на многих французских и немецких фабриках, а затем и в Англии, Голландии и России. Мода на подобные изделия сохранялась вплоть до эпохи модерн.


Теперь, когда мы немножко просветились, можно и полюбоваться на обещанную красоту.


Кувшин в виде сплетенных листьев с фигурой лебедя. Россия, 19 век, фарфор.


Тарелка с лепным декором. Германия, 19 век, фарфор.


Блюдо в стиле "сельских глин" Б.Палисси. Россия, 19 век, фаянс.















Миска в виде зеленой капусты с крышкой. Франция, 18 век, фаянс.


Миска в виде тыквы с крышкой. Германия, 18 век, фаянс.






Масленка в виде калача с крышкой. Россия, 19 век, фарфор.


Сахарница в виде винограда с крышкой. Россия, 19 век, фарфор.




Чашка с блюдцем. Германия, 19 век, фарфор.




Предметы из чайно-кофейного сервиза "Тюльпан". Германия, 18 век, фарфор.








Предметы с лепным декором "boule de neige" ("снежные шары" - цветы калины в переводе с французского) - одни из самых известных произведений И.И.Кендлера (знаменитый модельмейстер Мейсенской мануфактуры, 18 век). Они стали одной из вершин флоральных мотивов в творчестве мастера. Маленькие цветки калины вылеплены вручную, каждый по отдельности, и прикреплены к поверхности изделия, что создает эффект трепещущей в бликах света пышной массы живых цветов.
Subscribe

  • Хороший совет

    Встретилось где-то, насмешило и запомнилось. Кому подойдет, кому не подойдет, всё индивидуально, а хорошо сказано. Нащупывается некая сермяжная…

  • Двумя фразами

    Это мое личное мнение. Оно не может не совпадать с чьим-то еще. Риск – благородное дело. А благородство – рискованное. С одной стороны, вроде всё…

  • "Я, товарищи, коротЕнько"

    Желание мужчины сделать женщину матерью можно понять. Но - своей?.. *** Очередное испытание пары искусственных крыльев закончилось нелетальным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Хороший совет

    Встретилось где-то, насмешило и запомнилось. Кому подойдет, кому не подойдет, всё индивидуально, а хорошо сказано. Нащупывается некая сермяжная…

  • Двумя фразами

    Это мое личное мнение. Оно не может не совпадать с чьим-то еще. Риск – благородное дело. А благородство – рискованное. С одной стороны, вроде всё…

  • "Я, товарищи, коротЕнько"

    Желание мужчины сделать женщину матерью можно понять. Но - своей?.. *** Очередное испытание пары искусственных крыльев закончилось нелетальным…