Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Когда у фонтана выходной, или Здравствуй, Царицыно



Наконец добралась до рассказа, как я в понедельник добралась до Царицына. Не до того, который Волгоград, а который усадьба, он же музей-заповедник "Царицыно".
Кажется, это Вениамин Каверин заметил, что люди обычно не ходят в музеи рядом с домом. Нам до Царицына четверть часа автобусом. Правда, там территория - бродить не перебродить (даже если не соваться в парк), да всё в горку, так что пришлось долго собираться с духом.
Думаю, многим известна история этой усадьбы, приобретенной Екатериной Второй, брошенной ею же в недострое, долгое время пребывавшей в запустении и наконец отреставрированной, практически созданной заново уже в нынешнем веке. Для не знакомых с вопросом - под катом информация (скомпилировано из разных источников) об архитектурном ансамбле усадьбы и о парке.


ДВОРЦОВЫЙ АНСАМБЛЬ
Подмосковное село Чёрная Грязь (так изначально называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам. В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение.
По идее императрицы Царицыно проектировалось как неофициальная камерная усадьба для нее самой и ближайшего окружения. Строительство резиденции было поручено архитектору В.И. Баженову. Баженов разработал план архитектурного ансамбля — с дворцами и павильонами, мостами и воротами, — который должен был занять место строений старой усадьбы князей Кантемиров.
Все строения Царицына должны были быть возведены в «готическом вкусе» — так повелела Екатерина II, лично принимавшая главные решения относительно этого строительства.
«Готический вкус» во второй половине XVIII века относили к области «романического», то есть «необычного, остро действующего на восприятие» зрителя, выходящего за рамки общепринятых архитектурных правил. В. И. Баженов мог себе позволить дать волю фантазии. Что он и сделал. Постройки Царицына совместили черты, напоминающие о «нарышкинском барокко» XVII века (красный кирпич строений дополнен элементами и обильными украшениями из белого камня, парапеты венчают «кокошники», завитки, килевидные завершения — закомары, полуколонны), о краснокирпичной готике севера Европы и об английской неоготике (стрельчатые окна, обрамления оконных и дверных проемов-порталов). Однако причудливый «готический» вид царицынских строений был только декорацией. В основе построенных Баженовым зданий лежали принципы классицизма — «правильной» архитектуры второй половины XVIII века. В итоге гений зодчего сотворил в Царицыне «театр архитектуры», волшебную феерию, в которой почти нет прямых цитат и заимствований из готики, но есть много творчески переосмысленных архитектурных образов.
Через 10 лет после начала строительства большая часть зданий была готова к внутренней отделке. Но Екатерина II, посетив усадьбу летом 1785 года, осталась недовольна увиденным. Через полгода она уволила Баженова, а свой главный дворец велела заново построить архитектору М. Ф. Казакову.
Но неудача, увы, постигла и проект Казакова. В 1790 году прекратилось финансирование, затем году императрица подвергла очередному пересмотру первоначальный замысел Казакова.
Со смертью императрицы строительство ансамбля, уже почти законченное, было полностью остановлено,
В XIX веке казаковский Большой дворец и баженовские постройки перестраивались, разрушались, покрывались мхом, обрастали кустарниками. К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок.
Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960 году. Однако только после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.
Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании Большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, концерты.

ПАРК
(Не мудрствуя лукаво, сфотографировала информационный щит)



Первая мысль, когда входишь в ворота и видишь ЭТО ВСЕ: боже, какая красота! Какие перспективы ! Вторая мысль - боже, сколько народу! А ведь будний день, более того, понедельник - музей и выставки закрыты. Приходится сразу настраиваться на то, что в кадре будут то и дело возникать посторонние фигуры: дождаться, пока пройдут все, практически нереально. Что же, ведь и я кому-то мешаю...
Поскольку сложно в первый же заход освоиться в этом огромном пространстве, не ждите подписей к картинкам. Я пока не успела выучить, где Хлебный дом, где Кавалерский корпус и т.п. Пойдет все вперемешку, как снимала - общие планы и детали. Кому очень важно, спрашивайте, разберемся. Я там еще буду быть, как выражалась одна моя знакомая маленькая девочка.


























Утки на отмели в пруду:


Чайка:








Каскадик:




















































На переднем плане - "историческая руина": остатки чего-то, что не стали (не было смысла) восстанавливать. На заднем плане - Большой дворец:




Сфинксы. Но не египетские, а, судя по прическе, что-то греко-римское:




Последний взгляд, уже практически от ворот - на уходящую вниз ленту цветников:



Однако где-то здесь должен быть фонтан... Да, сказали мне, вон в том направлении, но он не работает. На робкий вопрос, когда, можно надеяться, починят фонтан, местный работник ответил: фонтан заработает завтра. Сегодня понедельник, сегодня он выходной.
Хорошо что не в декретном отпуске...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments