Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Categories:

Прерафаэлиты в ГМИИ им. Пушкина, или Впечатления дилетанта

Мы тут немножко окультурились: побывали на выставке прерафаэлитов в Пушкинском музее.
Боюсь, что до сих пор за пределами упоминания в "Саге о Форсайтах" я мало что о них знала и не слишком тосковала в своем невежестве. Но подобные выставки - редкость, и раз уж тебе подкладывают под нос, как было не воспользоваться возможностью.
Если можно, я не буду рассказывать об этом замечательном братстве P.R.B., о творческих биографиях его членов и о библейской или литературной основе картин. Побывав на выставке, я не стала знатоком, и все, что я могла бы тут изложить, вы при желании точно так же прекрасно нагуглите (о, этот глагол!). Просто немножко расскажу о том, что увидела.
Мне трудно говорить о каком-то "общем впечатлении". Самих прерафаэлитов, естественно, объединяли некоторые общие идеи; но в целом каждый из них обладал собственной манерой, да и этапов творчества было по нескольку, как водится. Так что фраза "нравятся прерафаэлиты" выглядела бы несколько странно. Не могу даже сказать, что кто-то из них всерьез покорил мое сердце.
Но вот некоторые вещи покорили безусловно. Хорошо, что вместе с билетами на выставку нам выдали маленькие буклетики с репродукциями; а чего нет в буклетиках, раздобыла в Интернете. И буду к ним время от времени возвращаться.
Специально показываю в небольшом размере, но при желании любую можно (и нужно) укрупнить.

Данте Габриэль Россетти. "Прозерпина". "Визитная карточка" выставки.


Его же "Мона Ванна"
Dante Gabriel Rossetti: Monna Vanna, 1866.

Эдвард Бёрн-Джонс "Сидония фон Борк"


Джон Бретт. "Ледник Розенлау"

Если в трех предыдущих портретах - мощь человеческой личности, то здесь - нечеловеческая мощь природы. Не могу представить, чтобы кто-нибудь взялся фотографироваться "на фоне". Хотя, впрочем, могу. Увы.

Джон Эверетт Миллес. "Долина вечного покоя"

А здесь - слияние человека и природы. Взаимоприятие. Действительно, покой.

Его же "Фердинанд, соблазняемый Ариэлем" (по шекспировской "Буре")

Простите за ниспадание с высот: мне тут очень понравились чулочки. Так натурально морщат!

И что я хочу сказать, отвлекаясь от "художественных достоинств": интересно, где эти товарищи находили в своей Англии такие модели? Джейн Моррис, Энни Миллер, Фанни Корнфорт... Лилит, Прозерпина, Сидония... Я далека от мысли, что все англичанки смахивают на... э... лошадок (пусть извинят меня те, кого заденет даже такая форма не-утверждения). Но эти губы, глаза, волосы... Неужели и впрямь к каждому настоящему охотнику выходит его прекрасный зверь?
И еще. Каждый, кто начинает знакомиться с творчеством прерафаэлитов, узнает о присущем им символизме. Ладно, допустим. Но меня раздражают попытки разъяснять в этом направлении решительно все, что можно (это я наезжаю на пояснения аудиогида). Если на картине Дайса "Залив Пигуэлл" на переднем плане изображены женщины, собирающие раковинки, а на заднем - сам художник, разглядывающий зависшую в небе комету, то зачем истолковывать это как спор между прагматизмом "натуралистов" и романтичностью искусства? Всегда и всюду у моря собирали и будут собирать красивые камушки и ракушки, и где здесь прагматизм? А интерес к комете можно, конечно, отнести к романтичности; но и к склонности к природоведению в той же мере. А у Бретта в его "Леднике" на вершине утеса виднеются ели; так это он их там, оказывается, поместил как символ христианства. А если там просто по жизни елки росли?!

Ну вот. Одним восхитилась, на другое пофыркала. Впечатление, можно сказать, закруглено.
Subscribe

  • Почти калейдоскоп

  • (no subject)

    Мы медленно живем и незаметно, покуда не накапливается в нас постепенно сухой огнеопасный порох прожитых дней, чтобы внезапно всплеснуться синим…

  • Еще золото

    На сей раз не в воде, а в оконном стекле.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • Почти калейдоскоп

  • (no subject)

    Мы медленно живем и незаметно, покуда не накапливается в нас постепенно сухой огнеопасный порох прожитых дней, чтобы внезапно всплеснуться синим…

  • Еще золото

    На сей раз не в воде, а в оконном стекле.