Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Прерафаэлиты в ГМИИ им. Пушкина, или Впечатления дилетанта

Мы тут немножко окультурились: побывали на выставке прерафаэлитов в Пушкинском музее.
Боюсь, что до сих пор за пределами упоминания в "Саге о Форсайтах" я мало что о них знала и не слишком тосковала в своем невежестве. Но подобные выставки - редкость, и раз уж тебе подкладывают под нос, как было не воспользоваться возможностью.
Если можно, я не буду рассказывать об этом замечательном братстве P.R.B., о творческих биографиях его членов и о библейской или литературной основе картин. Побывав на выставке, я не стала знатоком, и все, что я могла бы тут изложить, вы при желании точно так же прекрасно нагуглите (о, этот глагол!). Просто немножко расскажу о том, что увидела.
Мне трудно говорить о каком-то "общем впечатлении". Самих прерафаэлитов, естественно, объединяли некоторые общие идеи; но в целом каждый из них обладал собственной манерой, да и этапов творчества было по нескольку, как водится. Так что фраза "нравятся прерафаэлиты" выглядела бы несколько странно. Не могу даже сказать, что кто-то из них всерьез покорил мое сердце.
Но вот некоторые вещи покорили безусловно. Хорошо, что вместе с билетами на выставку нам выдали маленькие буклетики с репродукциями; а чего нет в буклетиках, раздобыла в Интернете. И буду к ним время от времени возвращаться.
Специально показываю в небольшом размере, но при желании любую можно (и нужно) укрупнить.

Данте Габриэль Россетти. "Прозерпина". "Визитная карточка" выставки.


Его же "Мона Ванна"
Dante Gabriel Rossetti: Monna Vanna, 1866.

Эдвард Бёрн-Джонс "Сидония фон Борк"


Джон Бретт. "Ледник Розенлау"

Если в трех предыдущих портретах - мощь человеческой личности, то здесь - нечеловеческая мощь природы. Не могу представить, чтобы кто-нибудь взялся фотографироваться "на фоне". Хотя, впрочем, могу. Увы.

Джон Эверетт Миллес. "Долина вечного покоя"

А здесь - слияние человека и природы. Взаимоприятие. Действительно, покой.

Его же "Фердинанд, соблазняемый Ариэлем" (по шекспировской "Буре")

Простите за ниспадание с высот: мне тут очень понравились чулочки. Так натурально морщат!

И что я хочу сказать, отвлекаясь от "художественных достоинств": интересно, где эти товарищи находили в своей Англии такие модели? Джейн Моррис, Энни Миллер, Фанни Корнфорт... Лилит, Прозерпина, Сидония... Я далека от мысли, что все англичанки смахивают на... э... лошадок (пусть извинят меня те, кого заденет даже такая форма не-утверждения). Но эти губы, глаза, волосы... Неужели и впрямь к каждому настоящему охотнику выходит его прекрасный зверь?
И еще. Каждый, кто начинает знакомиться с творчеством прерафаэлитов, узнает о присущем им символизме. Ладно, допустим. Но меня раздражают попытки разъяснять в этом направлении решительно все, что можно (это я наезжаю на пояснения аудиогида). Если на картине Дайса "Залив Пигуэлл" на переднем плане изображены женщины, собирающие раковинки, а на заднем - сам художник, разглядывающий зависшую в небе комету, то зачем истолковывать это как спор между прагматизмом "натуралистов" и романтичностью искусства? Всегда и всюду у моря собирали и будут собирать красивые камушки и ракушки, и где здесь прагматизм? А интерес к комете можно, конечно, отнести к романтичности; но и к склонности к природоведению в той же мере. А у Бретта в его "Леднике" на вершине утеса виднеются ели; так это он их там, оказывается, поместил как символ христианства. А если там просто по жизни елки росли?!

Ну вот. Одним восхитилась, на другое пофыркала. Впечатление, можно сказать, закруглено.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments