Камышовая Мышь (ka_mysh) wrote,
Камышовая Мышь
ka_mysh

Наконец дошли руки до давно задуманного: найти в Интернете текст пьесы "За двумя зайцами".
Думаю, вы согласитесь, что эта изумительная вещь известна нам в основном по фильму с Олегом Борисовым. А тут пригласили меня вдруг на спектакль в Театр Вахтангова, чего ж было не пойти.
(По молодости лет, когда мы только переехали в Москву, я страшно болела театром. Не гонялась за модными спектаклями и премьерами, но - это был тогда мой мир. Впрочем, "Вахтангов" со всеми его знаменитостями никогда не был "моим"; моей была "Таганка". Потом увлечение ушло. Сама жалею о потере, но театр вдруг перестал быть для меня открытием и тайной. Он перестал ГОВОРИТЬ со мной.)
Сама пьеса "За двумя зайцами" настолько хороша, что ее, как Шекспира, трудно убить постановкой. Какой-нибудь родничок да пробьется.
Спектакль мне не понравился. Почти неизбежным сейчас осовремениванием. "Народными" плясками, в которых мне упорно виделась эспаньолада (пусть и без кастаньет). Эротическими видениями Голохвастова - Галя исполняла перед ним какой-то нелепый танец с шалью. Ужасными - ужасными! - исполнителями. Кто не ужасен, тот был - никакой. Если это режиссер растолковал каждому такой рисунок роли, значит, спасибо ему.
Единственным исключением, зато ярким, оказалась Проня Прокоповна. Программки у меня не сохранилось, но, кажется, это была Ольга Тумайкина (что не Аронова - точно). Вот на нее я бы с удовольствием посмотрела еще не раз, если бы рядом с ней подавали ответные реплики другие фигуры.
Но я бы об этом обо всем и писать не стала - подумаешь, одним малоудачным спектаклем меньше, одним больше - если бы не финал. Финал меня озадачил.
С сюжетом я была знакома, см. выше, по фильму. Там ведь как все заканчивается? Аферист разоблачен и изгнан, но, в общем, уходит морально непобежденным. Проня из комедийной фигуры превращается в трагическую. Прочие - немая сцена (даже если кто-то что-то вякает).
В спектакле оказалось иначе. Неудачливого жениха разоблачают, Проня произносит свой коротенький потрясающий монолог, Голохвастова гонят прочь - и тут! она его не отпускает! Буквально прыгает ему сзади на плечи и объявляет (извините, дословно не запомнила): Думали, все кончено, думали, будете надо мной смеяться? Что не нужна я ему? А вот выйду замуж! Колокола звонят, священник ждет, веди меня. Ан аван, де Браси! (Ну, тут Остапа немного занесло...)
Знаете, это было сильно. И вполне в характере Пронюшки, какой она была представлена на сцене: не вздорная, просто необузданная; совершенно необработанная, но яркая, сильная личность.
Вот тут я озадачилась. Два различных финала, а у самого автора-то что?
Авторский финал оказался - в фильме.
Мне немножко жалко.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments